воскресенье, октября 31, 2010

О дорожных правилах и экспериментах

Да, давно я ничего не писал, но сейчас вот все же решил важную тему попробовать разобрать и обсудить. Рассмотрим 2 темы - “борьба” с пробками” и “изменения ПДД”.

  1. “Борьба с пробками”

Это сейчас стало очень модным, количество PR темы выросло после отставки мера на порядок, если не больше… Но на самом деле, я убежден, что 80% наших пробок происходит не из-за некачественных или узких дорог, а из-за нашей с вами низкой культуры движения. Характерным признаком является ситуация,image сложившаяся на пересечении съезда с внутреннего ТТК на боковой проезд Ленинградского шоссе. Эта организация движения была сделана как эксперимент в начале сентября этого года. Логика достаточно простая – основной поток из центра едет по основному проспекту, а не по дублеру и потому, для оперативного выезда машин с ТТК им следует предоставить приоритет. Эксперимент был признан удачным, хотя ряд роликов, размещенных на портале Mail.Ru показывает, что пока все еще не очень хорошо:

 

Что происходит? Почему люди не смотрят на знаки и не уступают дорогу?  Кто-то (и такие эксперты, как сидят на mail.ru) скажут: “Вывод можно сделать, например, такой: данная схема движения слишком нестандартна и нелогична из-за чего так сложно решиться ей следовать и сложно к ней привыкнуть, а  эффект от нее минимальный.

Однако, хотелось бы обратить внимание на то, что это не первое такое место в Москве, где въезжающие пользуются преимуществом – другой такой перекресток – съезд с Кутузовского пр-та на Рублевское ш.

И такие съезды – это на самом деле нормальный опыт, “best practice”. Я был в Париже и ездил по их кольцевой дороге.  Представьте себе, что все въезды на кольцевую дорогу вокруг Парижа – отмечены знаками “уступи дорогу”: приоритет предоставляется въезжающим на магистраль машинам. Соответственно, съезды не забиваются намертво, как у нас – а водители, двигаясь по кольцевой дороге, зная об этом, заблаговременно освобождают правый ряд перед въездами.

В тоже время могу сказать, что городская администрация, зная наш менталитет и культуру (ее ограниченность), могла бы сделать больше для разъяснения водителям изменений организации движения: расставить соответствующие щиты и вывести соответствующие надписи на электронные табло вместо никому не нужной “соблюдайте скоростной режим”.

 

2. Изменение в ПДД и КоАП.

Прежде всего на рассмотрение этой темы меня навел пост на Mail.ru. Указанные в нем изменения в Кодексе интересны сами по себе, но еще более интересны изменения в ПДД РФ, которые вступают синхронно с ним (Постановление правительства от 10 мая 2010 г №316). Рассмотрим две вещи – проезд перекрестков и расположение транспортных средств на дороге.

2.1. Проезд перекрестков

В п.13.9 ПДД добавлен абзац следующего содержания:

В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами.

Это опять попытка введения “Best practice” мирового опыта в нашу действительность – во всех европейских странах уже давно перед всеми въездами на круг стоят знаки “Движение без остановки запрещено” или “Уступи дорогу”. Это позволяет машинам быстрее покинуть круг, который является общим разделяемым ресурсом для 3 и более дорог. Однако наша культура вождения привыкла к “на кругу помеха справа” и ломаться об это будет тяжело (рост ДТП почти гарантирован).

2.2. Расположение транспортных средств на дороге

В соответствии с изменениями статьи 12.16,

===

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

===

Нет очень важной части – а именно “, за исключением движения задним ходом”. В соответствии с 8.12 ПДД РФ, на дорогах с односторонним движением движение задним ходом не запрещено. С другой стороны, по своей сути, такое движение по односторонней дороге будет являться движением во встречном направлении.

Кроме того, в ПДД появилось определение “Препятствие”:

===

"Препятствие" - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил

===

Правила предусматривают случаи аварийной остановки, с выставлением соответствующего знака. Получается, что пока знака нет – это препятствие, а если знак выставлен, то это уже не препятствие?  Проблема в том, что п.3 статьи 12.15, устанавливающий ответственность за объезд препятствия по встречной полосе, в таких случаях уже применяться не будет и все, кто будут объезжать такие “не препятствия”, будут автоматически попадать под нарушение, ответственность за которое предусмотрена п.4 ст. 12.15 в виде лишения права управления или 5000 рублей.

Комментариев нет: